Выставка двух молодых художников – Николая Онищенко и Димы Филиппова – открылась в Воронежском центре современного искусства в пятницу, 12 декабря. Воронежец Николай Онищенко и уроженец Алтайского края Дима Филиппов в последние годы работают в Москве и регулярно выставляются в России и за рубежом. Выставка в Воронеже стала их первым крупным совместным проектом, в котором художники показали «общий срез их художественного взаимодействия».
– Мы давно друг друга знаем, у нас есть общее понимание, общий круг близких идей, и нам хотелось создать вокруг этих идей совместный проект,
В экспозиции «Невозможный пейзаж» соединились работы, так или иначе связанные с осмыслением пространства. Часть экспонатов – видео, фотографии, элементы инсталляций – художники привезли с собой, другие сделали в Воронеже.
Два зала ВЦСИ отвели под видеоарт. В большом зале – съемка, сделанная в Воронеже: высотный дом посреди поля.
– Этот дом – сам по себе образ, тут никакие дополнительные объяснения не нужны. Это форма поэзии, не надо здесь рационально смотреть, что означает это или то – это же не кроссворд, это симбиоз поэзии и философии, я не вкладывал сюда каких-то посланий,
Автор второго видео – Дима Филиппов: на пленке художник вместе с отцом-шахтером, потерявшим работу после развала Советского Союза, осматривает заброшенную шахту, где когда-то трудился отец. (Часть этой связанной с отцом художника истории воронежцы уже видели на выставке «Если бы» в Дивногорье этим летом – там Дима Филиппов работал с историей советских людей, «новых кочевников, передвижения которых контролировало государство»).
Тему заброшенных пространств Советского Союза продолжает инсталляция из разбросанных по комнате старых снимков и светофильтров от старого фотоаппарата рядом.
– Это фотографии, которые когда-то снимал мой отец на Алтае, – рассказывает Дима Филиппов. – Я проявил их и добавил на них свои нереализованные лэнд-арт-объекты. Для меня это все – своеобразный лэнд-арт. Шахтеры, поднятие целины, великие стройки Советского Союза – сейчас многие из этих территорий заброшены и превращаются в памятники, в искусство. Когда-то на них были положены огромные силы, а теперь эти объекты никому не нужны, они постепенно зарастают травой, превращаются в лэнд-арт.
Подробных экспликаций к объектам на выставке нет – художники говорят, что зритель может толковать работы, как ему угодно.
– На данный момент это то, что вокруг нас, мы так чувствуем. Это не весь мир, конечно, но в том числе наши эмоциональные впечатления на этот момент, и мы ими делимся. Это не совсем впечатления от города, здесь есть и наши прошлые работы. Воронеж в этом смысле один из городов, в которых мы живем. Вообще можно сказать, что это история обо мне, о Коле, о времени. Но мы свободны и открыты для интерпретаций, все, что вы здесь увидите и почувствуете – это ваше,